Что происходит с авторынком в России

31 октября

Мировой дефицит полупроводников и санкционные войны не могли не сказаться на состоянии мирового авторынка и его российского сегмента в частности. Российский авторынок постепенно снижается уже больше года. В этом году почти все иностранные производители приостановили свою деятельность на территории России, поставки новых машин значительно упали или были полностью прекращены. Выпуск новых автомобилей в нашей стране к лету рухнул на 89%, а продажи на первичном рынке на 82% по сравнению с аналогичным периодом 2021 года. Вторичный рынок также пострадал, но не столь катастрофически, показав падение на 32%.

И хотя к сентябрю ситуация на авторынке стала немного выравниваться за счет роста производства российских авто и активному импорту из Поднебесной, предсказать, когда рынок вернется на прежние позиции и сколько продлиться этот кризис очень тяжело, поскольку геополитическая обстановка сейчас прогнозируется с большим трудом, если вообще прогнозируется.

Какие автомобили ушли из России

Строго говоря, официально с российского рынка ушли только несколько брендов. Среди них, например, Renault, который продал свой завод в Москве и долю в «Автовазе». Правда с возможностью выкупа в течение шести лет. При этом наш рынок для корпорации был вторым по значимости. В 2021 году в России было продано свыше 480 тысяч автомобилей этого бренда, больше, и при этом совсем не намного, продавалось только в самой Франции.

О том, что уходит из РФ объявили и General Motors, хотя и неофициально. Впрочем компания поставляла в Россию только дорогие кроссоверы Cadillac и Chevrolet, что глобально на состояние рынка не повлияло.

С остальными брендами все прозаичнее. Они не стали делать резких заявлений, а просто приостановили поставки или сборку автомобилей на российских заводах. Таким образом на российском рынке официально не продаются такие бренды, как Audi, BMW, Jaguar, Ferrari, Mersedes, Infiniti, Nissan, Lamborghini, Toyota, Honda, Volvo, Mazda, Peugeot, Volkswagen, Porsche, Skoda, Ford, Lexus, Citroen, Opel, Rolls-Royce, Bentley.

Остановка сборочных автозаводов

На заводах в России в прошлом году собирали несколько десятков марок авто от бюджетных малолитражных Шкод до дорогих кроссоверов БМВ. В марте большинство производителей остановили конвейеры в России. В этот же месяц сборка иностранных авто в нашей стране упала больше, чем на 70%. После короткой остановки работу возобновили только 2 предприятия: “Автотор”, где собирают Hyundai и KIA, и китайский Haval. Китайский завод сумел наладить производство, но лишь в одну смену. Южнокорейская корпорация не планирует покидать российский рынок, но в связи с санкциями, ее сборочные заводы в России испытывают серьезные проблемы с комплектующими. Остальные заводы не работают совсем, и когда заработают - неизвестно.

Мощности завода Автотор в Калининграде

Мощности завода Автотор в Калининграде / фото с официального сайта Автотор


Что будут выпускать в России

В настоящее время только китайский Haval выпускает авто на территории России. Это внедорожник H9, кроссоверы F7 и Jolion. В Hyundai по данным некоторых источников решить проблему присутствия в России пытаются прямым импортом готовых автомобилей.

На бывших заводах Renault продолжится сборка Sandero, Logan и Duster. Правда поскольку активы корпорации теперь принадлежат Автовазу, выпускаться эти машины будут под маркой Lada. Французская компания уже дала на это свое разрешение. Сам же завод Renault, который теперь называется “Москвич”, будет выпускать одноименные автомобили. Их линейка уже представлена, и в скором времени вероятно сойдет с конвейера лифтбек Москвич Коррида, который представляет собой локализованный китайский JAC Sehol Yao. Это бюджетный автомобиль из КНР, который способен стать серьезным конкурентом Весте. Возможно в дальнейшем Москвич сможет перейти на сборку собственных авто, но в ближайшей перспективе сделать это будет маловероятно из-за тех же санкций и недостатка комплектующих.

Китайский JAC Sehol Yao - прообраз нового Москвича

Китайский JAC Sehol Yao - прообраз нового Москвича


По этим же причинам прогнозируется и корректировка линейки Автоваза. Так, из-за острого дефицита запчастей, приостановлена сборка X-Ray. Ларгусу тоже требуются импортные комплектующие, которые нечем заменить. Веста также вернется на конвейер лишь в следующем году. Тем не менее, объем производства Автоваза растет, что во многом определяется государственной поддержкой.

Поставки новых автомобилей

На поставки новых иномарок в ближайшей перспективе рассчитывать практически не приходится и то, что мы наблюдаем сейчас, это в большинстве случаев распродажа тех автомобилей, что были поставлены еще до введения санкций. Впрочем, к осени склады автодилеров большинства брендов сильно опустели, несмотря на взлетевшие цены на авто.

Параллельный импорт, который слегка встряхнул авторынок, не особо себя оправдал. Усложнилась процедура ввоза из Казахстана, кавказские каналы оккупированы перекупщиками, Беларусь ввела запрет на экспорт легковых автомобилей. Неплохо работает канал из Эмиратов, но он малоинтересен большинству автолюбителей, поскольку речь в этом случае идет лишь о самых дорогих и престижных вариантах.

Единственный сохранившийся прямой канал поставок, если не считать китайцев, это Республика Корея. Корпорация Hyundai продолжает рассматривать российский авторынок, как один из ключевых, поэтому практически все автомобили линейки у дилеров есть.

Hyundai - единственная из некитайских корпораций, оставшихся в России

Hyundai - единственная из некитайских корпораций, оставшихся в России


На фоне дефицита поставок, в отечественный рынок уверенно вгрызаются представители Поднебесной. Ни одна из китайских компаний не прекратила ввоз авто в РФ, и более того число этих компаний растет: Omoda, Hongqi, Tank, Voyah - большинство автолюбителей и не слышали об этих брендах. В тоже время ворваться на рынок, как когда то это сделали бренды из Южной Кореи, у китайцев не получилось и продажи автомобилей из КНР даже упали. Причина простая — сильное подорожание. Более или менее адекватного китайца можно взять только за 3 миллиона рублей, а к этому отечественный автолюбитель явно не готов.

В общем, если геополитическая ситуация в ближайшее время не стабилизируется, то мировой авторынок вряд ли ждет положительная динамика. На отечественном рынке оживления также ждать не приходится. КНР, параллельный импорт и отечественный автопром достойно компенсировать это снижение объективно не могут. Такова реальность и ее нужно принять.


Читайте также:

Заказать обратный звонок

Отправляя форму, вы даете согласие на обработку персональных данных и принимаете условия политики

Имя
Телефон
Map